Статьи

Делятин

Карта

Вы просто едете мимо Делятин. В Яремче или оттуда. Или еще куда-то, куда вам нужно. Неважно даже, на чем: авто это будет или поезд. Делятин будет вокруг, и будет довольно долго. Вряд ли вы обратите на него много внимания: бесконечные одноэтажные домики, зажатые между гор. Церковь. Костел.

Затем Делятин совершенно неожиданно превратится в Дору, а та - на Яремче. Границы населенных пунктов в горах - вещь непрочная. Был Делятин, и нет. Не спасает даже знание, что город известен с 1578 года.

Для меня было все равно. Пока не прочитала " Делятинского пароли "Тараса Прохасько в шикарном журнале" Карпаты ".

Прохасько для многих -культ. Для меня, честно признаю, нет. Но именно этот текст поразил, и еще как: я вдруг поняла, что если не попаду по-настоящему в Делятин, меня можно смело вычеркивать из когорты краеведов. Ничего я о родной стране не знаю, если я не увижу то, о чем читала, своими глазами.

И с тех пор я снова проходили Делятин без остановок - ну так уже складывались судьба и маршрут. Ничего. Пароли у меня есть. Я ними как-то воспользуюсь.

А пока посмотрю, каким был город когда-то.

Были времена, когда еще не было Яремче. Когда еще не было никаких других курортов в долине Прута.

Тогда был Делятин .

«Делятин - это городок, лежащий на высоте 460 метров среди гор и лесов в долине, которая защищает его от ветров. В Делятин есть заведения для соляных купелей, оборудованные вроде иностранных бань в Райхенгали и Зальцбруни. Развлечения: купание в реке Прут, прогулка к поселке Луг, удаленного на три километра с чудесной церковцею, украшенной пышной резьбой всего известны гуцульского резчика Василия Татарчука. Много мест в виллах и пансионатах, территорию для лещатарства ... »

Так писалось о Делятин в курортном путеводителе, изданном в 1937 году в Варшаве.

Сразу за Надворной - Лоева. По Лоев начинается Делятин. Немного вверх - и можно увидеть всю долину, окруженную горами и лесами, которые защищают ее от ветров. Страгоры и Страгирчикы, Клива, Коломыйские ворота, Маливо, Яворова, Вивторова. Широкий Прут, в который вливаются Любижня и Перемышльский. Прут возвращает в сторону Коломыи. Рядом, в доброте, - невероятной красоты каньон.

Делятин - это десять километров вдоль Прута. Десять два - так дома удаляются от дороги. Преимущественно в горы. Потому что здесь, именно здесь, в Делятин начинаются настоящие Карпаты. Их еще называют береговыми Горганами.

По Прутом - уже другие горы. Ниже, живописные, мягче. Косовские. Там - Белые и Черные Ослов, Черный Поток, различные березовых и Яблонев.

В том месте, где поезд до Рахова выезжает с гор, чтобы уже до самой Ворохты держаться Прута, переходя с берега на берег несколько раз, через Любижню переижджаеться высоким и длинным мостом. Этот мост можно считать въездом в сплошную горную страну. В свое время делятинский мост был настоящим чудом технической архитектуры рубежа веков, определенным символом освоения Карпатии, излюбленным мотивом почтовых карточек из карпатских серий. Что-то подобное умели строить в Альпах - каменный виадук с тремя дугами. Теперь представить себе его можно, только увидев аналогичный виадук в Ворохте - последний на этой линии, неистребимый войнами. А фрагменты Делятинского, взорванного в 1944-м, лежат в Любижни, образуя вместе с естественными скалами причудливой композицию.

Достаточно долгое время пассажирские поезда доезжали до Любижни, люди выходили из вагонов и пешком шли через долину, которая оказывалась значительно больше, и выходили к другому концу несуществующего моста, где их ждал другой поезд.

Если ехать поездом, то несколько километров пути от моста до вокзала позволяют понять анатомию Делятина - поезд едет самым краем гор и видно, как городок, невмищаючись в узкую полосу земли между горами и Прутом, расползается маленькими приселками по холмам и лесам. Делятин обречен быть городом. Он возник в такой развязке хребтов, рек и дорог, в которой без узла не обойтись. А нехватка земли отрицал хоть какую-то возможность земледелия. Через эту катастрофическую мало почвы делятинци всегда должны были заниматься каким-то промыслом (некоторые считают, что вариант названия Делятин правильный, потому что происходит от дела), а в сложные годы больше всего страдали от голода, потому зависели не от собственного продовольствия.

Франц Иосиф приезжал в Делятин незадолго перед мировой войной. Несмотря на другие занятия, император успел принять участие в закладке костела для работников шахт, сыпля золотые дукаты на каждый угол и держа четыре саженцы, привезенные из Вены. Из четырех теперь осталось только одно дерево - огромная кедровая сосна, которая растет у более нового костела, построенного на месте императорского уже при Польше.

По церкви греко-католической, то она хоть и видна с дороги только зимой, когда нет листьев на деревьях (все, кто бывал в Делятин хотя бы один раз, отмечают, что здесь необычайно много для горных поселений, разнообразных деревьев, которые не принадлежат ни лесные, ни садам), хотя и в несколько раз меньше костела, но является настоящей жемчужиной гуцульской школы церковной архитектуры. Деревянная церковь построена в 1620 году. Когда ей было 165 лет, Делятинского мастера перенесли церковь из урочища Луги на настоящее место - в урочище Посич, а рядом построили колокольню. Теперь во время воскресной или праздничной службы большинство людей должен стоять во дворе вокруг Церкви.

К сожалению, чудесной церквушки с резьбами всего известны гуцульского мастера Василия Татарчука, о которой пишет старый справочник, уже нет. Так же, как и поселка Луг, в котором она стояла.

(...) Подобные собрания случались разве еще перед первой мировой войной. Тогда в Делятин жил один из основателей и руководителей украинской радикальной партии, посол венского парламента и галицкого сейма Николай Лагодинська. Под его председательством несколько раз происходили многотысячные народные вече, на которые сходилось почти все население Делятина и приходили делегаты из других мест.

В адвокатской конторе Лагодинська несколько лет работал великий писатель Марко Черемшина. В хорошем доме, который сохранился с тех времен (см. Старую открытку чуть выше), был открыт единственный в Делятин официальный музей, к которому постоянно привозили экскурсионными автобусами разных туристов.

Кроме дома Лагодинська от старого Делятина, который так любили изображать на почтовых открытках, осталось еще несколько двухэтажных каменных и несколько больших деревянных вилл, бывших пансионатов. Виллы построены в так называемом закопанском стиле (примерно так строили гостиницы в Татрах). Они немного напоминают элегантный муравейник - со многими окнами, входами, верандами, балконами, мансардами. Эти виллы, превращенные в многоквартирные дома или учреждения, - трогательный воспоминание о том, что времена, когда над потоком Солянка функционировали бальнеологические купели наподобие Зальцбруну, а мягких склонов Делятина хватало для тогдашнего уровня развития зимних видов спорта, действительно не является призраком.

(...) Клапчук доказал, что общеславянская святыня в горах, описание которой представлено в трудах арабского путешественника и историка десятого века Аль Масуди, находилась на Делятинского Страгоры. Капище, говорит Аль Масуди, окружали разные по вкусу и цвету воды, там стоял большой идол, под одной ногой которого были муравьи, а под второй - вороны. От страгирськои святыни начинался самый страшный горный отрезок Большого транскарпатского пути, которым возили драгоценный кремень с Поднестровья через Карпаты, Венгрию к Дунаю.

(С) Тарас Прохасько.



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик

Новости